Около 20 компаний остались без полного расчета за работу на стройке ТЛК «Южноуральский», сумма задолженности по контрактам составляет около 700 млн рублей. На прошлой неделе предприниматели в очередной раз собрались за круглым столом, чтобы понять, смогут ли они получить свои деньги.
Встреча проходила в ЗСО под председательством регионального бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, на ней присутствовали руководители субподрядных организаций, которые уже два года не могут добиться полного расчета, а также представители силовых ведомств. Представители заказчика и генподрядчика отсутствовали, несмотря на приглашение.
Это уже третье собрание пострадавших участников строительства, которые стараются привлечь внимание к своей проблеме — на этот раз они обратились в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей. Александр Гончаров подчеркнул, что этот спор не в его компетенции, однако готов подключиться к его решению. «На первый взгляд, это выглядит как спор между хозяйствующими субъектами. Но происходящее заставляет нас задуматься, все ли мы делаем, чтобы защитить интересы небольших предприятий», — отметил бизнес-омбудсмен, добавив, что эта тема уже обсуждается и на федеральном уровне.
Напомним, ТЛК «Южноуральский» построен в Увельском районе, первая очередь была запущена в 2015 году. Общая стоимость работ по строительству комплекса составила 6,8 млрд рублей. Заказчиком выступила компания «Ресурс», генподрядчиком — краснодарская фирма «Энекс», 75 % которой принадлежит Газпромбанку. Сейчас «Энекс» находится в стадии банкротства. С заявлением о признании компании банкротом в октябре 2016 года в арбитраж обратился один из субподрядчиков, фирма «Реалсервис».
Ранее «Энекс» настаивал на том, что именно «Ресурс» не заплатил ему более 800 млн рублей, из-за чего они не могут рассчитаться с субподрядчиками. «Энекс» является такой же жертвой неплатежей в истории с ТЛК «Южноуральский», как и субподрядчики. Фактически мы с ними сидим в одной лодке, которая постепенно идет ко дну», — отмечал президент ОАО «Энекс» Дмитрий Глямшин.
По словам руководителя компании «ВолгоАтомСпецСтрой» Евгения Чубатого, «Ресурс» готов погасить задолженность, если генподрядчик переуступит долг, однако вряд ли это возможно, поскольку «Энекс» находится в стадии банкротства — сделка в таком случае будет признана ничтожной. Несмотря на то, что 90 % фирм-субподрядчиков выиграли суды у «Энекса» и «Энергосервиса» («дочки» «Энекса», с которой многие компании напрямую заключали договоры), шансы на исполнение судебных решений очень малы. Основным кредитором «Энекса» является Газпромбанк, и в первую очередь деньги пойдут на погашение его долга, уверен Чубатый.
Субподрядчики склоняются к выводу о том, что имеют дело с преднамеренным банкротством. «Сейчас «Энекс» перевел все действующие договоры на ряд других компаний и с теми же самыми людьми выполняет работы, а свое предприятие банкротит. Это мое субъективное мнение, но это все видят и все об этом знают. Материально-техническая часть, вся техника — все тоже переведено в другие компании. «Энекс» гол, как сокол, распродавать там нечего. Понятно, что мы не увидим своих денег. По «Энергосервису» та же самая картина, активов у него нет вообще. «Энекс» от него открестился, сказал: «Это не наша компания, мы сами подали на них в суд». Конкурсный управляющий «Энергосервиса» уже написал заявление о фиктивности, подано заявление о преднамеренном банкротстве», — рассказал Евгений Чубатый.
Органы прокуратуры не могут вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов, поэтому местная прокуратура и не принимала каких‑то мер реагирования, отметила старший прокурор отдела по надзору за соблюдением в сфере экономики прокуратуры Челябинской области Оксана Павлова. По ее словам, если в Краснодарском крае, где проходят судебные разбирательства, будут поданы заявления о фиктивном или преднамеренном банкротстве, то именно там, на Кубани, уголовному делу может быть дан «зеленый» свет. Вместе с тем прокурор указала на бездействие субподрядчиков, которые не пошли со своим делом в полицию. «С большинством предпринимателей мы общались на эту тему либо по телефону, либо очно в прокуратуре, выяснили, что ситуация очень серьезная, но почему‑то они не обращались в правоохранительные органы. Нужно обратиться в полицию, представить доказательства того, что совершены какие‑то противоправные деяния, после чего будут проведены проверки, приняты какие‑то процессуальные решения», — считает Оксана Павлова. Заместитель начальника отдела по борьбе с коррупцией ГУ МВД РФ по Челябинской области Илья Макаров в свою очередь заметил, что руководство полицейского главка в курсе этой проблемы, и пообещал, что все обращения будут рассмотрены.
Однако, судя по реакции предпринимателей, они не считают это конструктивным решением. На круглом столе несколько раз звучала фраза о том, что они не ставят перед собой цели «кого‑то посадить», а хотят получить деньги. Александр Гончаров назвал такую позицию неправильной: если мошенническая схема будет доказана, то должно и последовать наказание. И все же, по мнению предпринимателей, положительного результата можно было бы добиться намного быстрее при наличии политической воли. Субподрядчики указывают на то, что строительство проходило при поддержке и под патронажем областных властей, поэтому, по их мнению, личное вмешательство губернатора было бы логичным. Напомним, ТЛК «Южноуральский» начинал строиться, когда кресло главы региона занимал Михаил Юревич, ныне обвиняемый в получении взяток, передает «ЮП».
Вице-президент аудиторской палаты России Алексей Овакимян согласен с тем, что предприниматели вряд ли добьются своего посредством возбуждения уголовного дела, и предлагает рассмотреть несколько вариантов решения спора. «Ситуация абсолютно типовая. Такая система работает по всей России, и любая грандиозная инфраструктурная стройка заканчивается вот таким круглым столом, а потом ничем, — отметил Алексей Овакимян. — Что можно попробовать сделать? Исходя из того, что я услышал, получить деньги в процедуре банкротства нельзя. Возбудить уголовное дело и привлечь менеджмент этих компаний к ответственности — можно. Но поскольку это всего лишь менеджмент, а не выгодоприобретатели, то, думаю, их никого не жалко, и привлечение их к уголовной ответственности к деньгам, скорее всего, не приведет. Где деньги могут быть? В процедурах банкротства обычно упускают моменты страхования и компенсационных фондов. Обычно у всех строительных компаний есть отчисления в компенсационные фонды СРО. Чисто юридически можно этот вопрос изучить. Также есть страхование ответственности строителей, там тоже могут быть какие‑то деньги, хотя путь к ним непростой».
Что касается урегулирования спора путем принятия политических решений на уровне правительства региона, то, как считает Алексей Овакимян, это тоже приемлемый вариант — в таком случае долги «Энекса» может взять на себя госкорпорация: «Политическое решение может быть таким: будет дано поручение какой‑нибудь из госкомпаний выкупить долги, рассчитаться с подрядчиками, а потом работать с должником с учетом своего государственного ресурса».
По итогам встречи было принято решение направить коллективное заявлению в полицию. Организаторы настаивают на том, что это путь, который должен быть пройден в любом случае.